928 Шёл далёкий 1971 год. В один из весенних дней в кабинет главного конструктора концерна Porsche AG зашёл управляющий компании: "Мы начинаем новый проект, через полчаса Совет Директоров". Когда он вышел, Главный некоторое время находился в растерянности - неужели 911-му конец? Так началась история менее знаменитого, но не менее замечательного автомобиля компании Porsche AG модели 928. Сначала определили концепцию: салон "2+2", переднемоторная компоновка и больший двигатель V8 с водяным охлаждением. Автомобиль получил рабочее название "Projekt 928". Интересный факт - число цилиндров будущего мотора стало предметом споров внутри коллектива разработчиков. Сегодня многие обладатели 928-го добрым словом вспоминают тех, кто настоял именно на восьми, а не 6-ти цилиндрах. Машина получила оригинальный кузов, как всегда, собственного дизайна Porsche. В его плавных и одновременно стремительных линиях просматривалось то ли что-то рыбье, то ли это было земноводное, выбравшееся на сушу. Образ дополняли фары: когда нужно было включить свет, то за одну секунду они вертикально вылезали из орбит и превращали автомобиль в смешного лягушонка с выпученными глазами. Цельноалюминиевые крылья, в которых и помещались "глаза", заходили далеко на капот и заключали между собой довольно узкую трапециевидную крышку. Поднимаясь на газовых амортизаторах, она открывала вид на внушительных размеров "паука", - впускной коллектор двигателя, а сверху, поперёк моторного отсека закреплена мощная балка-усилитель, которая придаёт дополнительную жёсткость длинному носу. Однако "лягушонок" был столь же серьёзен на дороге, сколько забавен с виду. Представ перед членами Совета Директоров только в 1977 году, уже готовым к выходу в "большую жизнь", "Projekt 928" имел под капотом новенький V8 мощностью 300 л.с., стильный и по сей день кузов с широким использованием алюминиевых наружных деталей и абсолютно новую заднюю подвеску. Также, у 28-го никогда не было бамперов. Дизайнеры решили не портить целостность образа этим, по их мнению, ненужным элементом. Тем временем Совет единогласно принял окончательный вариант 928-го. Надо думать, успех на Женевском салоне 1977-го года окончательно убедил руководство концерна в выборе и с того момента лягушонок перестал быть "Projekt'ом", а стал полноценным Porsche 928. Мало того, совершенно неожиданно "новорожденный" получил титул "Автомобиль года", что само по себе уже сенсация. Никогда ещё спортивное купе не получало такой награды. Решение международного жюри было продиктовано обилием технических новшеств, применённых на 928-ом. И, пожалуй, только за одну заднюю подвеску, впервые использующую эффект так называемого пассивного подруливания, стоило дать награду этому автомобилю. Позже этот эффект был назван по имени Вайсзахского исследовательского центра концерна Porsche AG "Weissach effect". Добавим, что достоинства подвески никуда не годились бы, если бы не точное распределение нагрузки по осям. Несмотря на огромный и тяжёлый двигатель, масса автомобиля распределена просто идеально. Для этого конструкторам пришлось разместить коробку передач сзади, вместе с редуктором, а в нише под запасным колесом нашлось место для тяжёлого и мощного аккумулятора. Так начался выпуск Porsche 928. Первые серийные машины были не столь мощными, как было запланировано сначала. Сказывались последствия энергетического кризиса середины 70-х, но 240 л.с. на первых порах вполне хватало, а за аппетитом своих коней следили даже те, кто мог позволить себе такую машину. Как только с бензином стало полегче, мощность была поднята до первоначально запланированных 300 л.с. Первоначально экономя на лошадиных силах, создатели "отрывались" на интерьере. Представьте, что внутри небольшого салона "2+2" не было и намёка на какой-нибудь пластик. Пол и высокий тоннель карданного вала укрывала ворсистая отделка, а уж на остальное кожи не жалели: мало того, что сиденья, двери и вся передняя панель были утянуты в кожу, так и потолок был отделан отборной "наппа" от кромки лобового стекла до задних стоек. Руль традиционной формы "4 спицы" (тоже обшитый кожей) перемещался вверх-вниз вместе с блоком приборов; таким образом, какое бы положение он не занимал по вертикали, - все показания легко читались. Сзади было больше места, чем в 911-ом, и, сидя во "втором ряду", можно было легко осилить 2-3 часовой "перелёт". Для задних пассажиров были предусмотрены даже солнцезащитные козырьки, закреплённые на заднем стекле и призванные защитить не столько от яркого света, сколько от солнечного удара. Если же вместо пассажиров в путь отправлялась сумка с клюшками для гольфа, то спинки задних сидений складывались вперёд и освобождали ещё больше места для багажа. Несмотря на то, что длинный покатый нос и широко открытые глаза, смотрящие на небо, привлекали взгляды своей "удивлённостью", то со стороны кормы 928-ой был жутким "качком". Дутые бока поначалу отдавали Jaguar'ом E-type, но затем сзади стали устанавливать 16- и 17-дюймовые колёса с широкой резиной 245-265 мм шириной и костюмчик стал поджимать, дополнительно создавая впечатление огромной скрытой энергии, рвущейся наружу. Так 928-ой понемногу становился серьёзней, а масла в огонь подлил звук двигателя. Сверхнизкий, утробный и даже устрашающий. Нет, в нём не было ничего общего с повизгивающим, слегка истеричным голосом 911-го. Он звучал даже не на свои 300, а на все 500 сил. Автору этих строк довелось стать невольным свидетелем, когда тёмно-зелёный, цвета морской глубины хищный силуэт 928-го медленно, почти на холостом ходу проезжал по длинному переулку. Чудовищно низкий бас мотора вызывал мелкую дрожь в окнах соседних домов и заставлял срабатывать сигнализации всех стоящих по бокам автомобилей. Шлейф из разноголосых завываний и мигающих огней тянулся вдоль домов за неторопливо ползущим возмутителем спокойствия. Такую особенность выпускной системы 928-го с особой теплотой отмечают все его поклонники, а дилеры Porsche утверждают, что очень часто его потрясающий голос ставил точку в выборе клиента. Если вам когда-нибудь доведётся услышать эту чудесную мелодию, поверьте, вы его уже не спутаете ни с автобусным булькающим выхлопом Corvette, ни с задиристым и надсадным дыханием Ferrari. Развитие модели не стояло на месте и после первой модификации в 1979-ом (928 S, 300 л.с., 6,2 сек до 100 км/ч) последовало увеличение объёма двигателя в 82-ом (4.7 л, 310 л.с.), а затем модернизация мотора в 87-ом (модель S4, 4 клапана на цилиндр, 5 л, 320 л.с. 5,5 сек до "сотни"). Но продаж это особенно не увеличило. Реализуя в лучшие годы около 2 тысяч, к началу 90-х объёмы упали ниже тысячи единиц в год. Последняя пластическая операция была произведена в 92-ом, но даже 5,4 л и 350 л.с. (модель GTS) не могли сделать из 928-го второго 911-го. В 1995-ом году компания Porsche AG свернула выпуск модели 928. За годы производства были и разные мелкие серии, которые служили больше рекламным целям. Так например для американского рынка появились машины "928 Weissach Edition", которые отличались особой золотистой окраской, полированными колёсными дисками, двухцветной кожаной отделкой салона и набором дорожных сумок. Версия "Club Sport" имела более жёсткую, спортивную подвеску, была облегчена, а характеристика двигателя изменилась в сторону более высоких оборотов при неизменной мощности. Такая настройка позволила выиграть в динамике и уверенней чувствовать себя в поворотах. Тюнинговые компании как всегда охотно брались за продукцию Porsche и 928-ой не был исключением. "Препараторы" из Strosek или Gemballa могли до неузнаваемости перекроить одежду 928-го, не забыв при этом поднять мощность двигателя сил эдак до 450-ти, после чего машина становилась похожей на накаченного стероидами бодибилдера. Да, пожалуй нет приятней занятия, чем пронестись на добротном, ладно скроенном и послушном спорткупе, и владельцы 928-го знают это не понаслышке. И нет в том вины Porsche AG, что этот замечательный автомобиль не стал столь популярным, как его брат 911-ый. Тем не менее хочется посоветовать разок посмотреть "Опасный бизнес" фильм с Томом Крузом, где его герой ездит на отцовском 928-ом. В одном из эпизодов, оторвавшись от погони, он произносит такую фразу: "Это же Порше и ему нет альтернативы!". Наверное, стоит с этим согласиться?
|